Субкосмическая гонка: кто кого обгонит



Фото:
© zelenyikot.livejournal.com

В декабре прошлого года личная галлактическая компания Virgin Galactic смогла запустить собственный пилотируемый ракетоплан SpaceShipTwo на высоту 82 км, что на техническом уровне соответствует безвоздушному месту.
Фактически год назад, иная компания Blue Origin также удачно испытала в беспилотном полете свою ракетную систему доставки людей на высоту 100 км. Обе компании делают новейший рынок галлактического суборбитального туризма, и уповают занять на нем значительную долю.

Конкурентность подстегивает прогресс, и сохраняется интрига когда будет 1-ый туристский полет.
Компания Virgin Galactic возникла в 2004 году, опосля удачного окончания конкурса Ansari XPrize в ходе которого создавалось техническое средство доставки людей на высоту 100 км. Эта высота считается официальной границей вселенной, хотя южноамериканские военные и авиаторы считают, что технической границей вселенной является высота около 81 км.
Компания Scaled Composites под управлением инженера Берта Рутана смогла сделать самолет-носитель WhiteKnight, и стартующий из под его крыла ракетоплан SpaceShipOne который смог два раза за недельку достигнуть стокилометровой высоты.
Такое достижение числилось условием Ansari XPrize для получения приза в $10 млн, хотя разработка оказалась дороже в пару раз. Целью конкурса являлось стимулирование конструкторской мысли, чтоб создать космос доступнее для людей. На фуррор направил внимание английский эксцентричный предприниматель и миллиардер Ричард Брэнсон, который вместе с Бертом Рутаном основал компанию Virgin Galactic. Вместе они занялись созданием новейшего ракетоплана уже пассажирского, чтоб возить группу туристов за любой полет.

Для сотворения ракетоплана предполагалось масштабировать — прирастить — прежнюю разработку. Новейший самолет WhiteKnightTwo и ракетоплан SpaceShipTwo показали публике в 2006 году, а 1-ые испытательные полеты без включения мотора начались в 2009 году. Приблизительно тогда же начали продавать билеты по $200 тыс. — поточнее бронировали с маленькой предоплатой.
© zelenyikot.livejournal.com
С аэродинамикой у Рутана всё выходило хорошо, но трудности начались с ракетным движком. В целях сохранности избрали достаточно необычную схему без криогенных и ядовитых компонент, т.н. гибридного типа с водянистым окислителем — закисью азота, и жестким резиновым горючим.
Полеты повсевременно откладывались, на испытаниях мотора в 2007 году погибло три инженера. 1-ые полеты с включением ракетного мотора начались в 2013 году, и к последующему году сделалось ясно, что горючее не подступает — оно вызывало высшую вибрацию всего ракетоплана, что приводило к досрочному отключению, и отмене подъема. Ракетоплан добрался лишь до 25 км.

В 2014 году Virgin Galactic решила поменять горючее с резины на пластик, но на испытании ракетоплан разрушился в воздухе на высоте 19 км сходу опосля включения ракетного мотора.

© zelenyikot.livejournal.com
Один пилот умер, 2-ой серьезно повредил плечо. По результатам расследования пришли к выводу, что причина трагедии не в новеньком движке, а в ошибке погибшего пилота, который для чего-то перевел оперение в посадочный режим.
Начался тяжкий период в жизни компании. Клиенты, оплатившие предзаказы еще в 2000-х утомились ожидать полета. Южноамериканские надзорные авиационные организации направили внимание на слабенькое соблюдение в Virgin Galactic требований сохранности полетов. Компании потребовались неожиданные инвестиции. Выручили ситуацию Объединенные Арабские Эмираты: вкладывательный фонд Aabar вложил $280 млн за 32% компании при условии, что 2-ой туристский космодром будет построен в ОАЭ.

На создание новейшего ракетоплана, увеличение сохранности экипажа, модернизацию и сертификацию ушло еще четыре года. С апреля 2018 года начали тесты новейшего SpaceShipTwo с влючением мотора. Набор высоты показал приметную динамику: 35 км, 52 км, и, в конце концов, 82 км в декабре. Далее лишь космос. Ричард Брэнсон обещает 1-ый туристский полет уже сначала 2019 года, но его обещания похожи одно на другое с 2009 года, так что будем ожидать.
© zelenyikot.livejournal.com

Правда сейчас у Virgin Galactic есть доп стимул — соперник Blue Origin, которого 10 лет вспять никто серьезно не принимал.
© zelenyikot.livejournal.com
Компания Blue Origin возникла еще ранее — в 2000 году, но вела себя не на публике. Основоположнику компании — миллиардеру Джеффу Безосу огласка для вербования инвестиций не требовалась. Компания что-то испытывала у Бэзоса на ранчо в Техасе, и не высовывалась ранее времени. Видео с первыми испытаниями стали публиковать лишь в 2013 году. Вертикальные полеты ракетных прототипов выполнялись на высоту несколько сот метров. Тогда ожидалось, что ракетоплану Virgin Galactic остается несколько месяцев до заслуги вселенной, и Blue Origin казалась полным аутсайдером.
Но беды SpaceShipTwo оправдали верность лозунга Blue Origin: «Шаг за шагом гневно». Корабль New Shepard достигнул вселенной на три года ранее — в 2015 году, а ракета запустившая его сделала успешную вертикальную высадку.
Последующие два года ушли у Blue Origin на испытание всех систем, включая систему аварийного спасения. 1-ая ракета, с которой начались удачные полеты с достижением вселенной, отправилась в музей опосля 9 полетов и мягеньких посадок. 2-ая ракета и корабль New Shepard произвели два удачных полета, и на техническом уровне стопроцентно готовы к первым пилотируемым пускам.
Ожидается, что 1-ые суборбитальные туристы полетят уже в 2019 году, но будут ли они пассажирами ракетоплана SpaceShipTwo либо экипажем стартующей на ракете капсулы New Shepard еще непонятно. Стоимость полета оценивается в $250 тыс. хотя Blue Origin официально не объявляла стоимость на полет.

Для сопоставления, «Роскосмос» возил туристов в 2000-е годы по ценам от $20 до $35 млн, но суборбитальный полет не идет ни в какое сопоставление с орбитальным. Галлактические полеты с Байконура выполнялись на несколько суток, тогда как суборбитальный полет подразумевает посещение вселенной на высоте больше 100 км в течение считанных минут либо даже 10-ов секунд. Пребывание в состоянии невесомости — пару минут против 8-14 суток на Русском секторе Интернациональной галлактической станции. Самая основная разница — в скорости, суборбитальный полет не подразумевает заслуги галлактической скорости — 8 км/с. SpaceShipTwo и New Shepard не разгоняются выше 4 скоростей звука, т.е. не добиваются скорости даже 1,3 км/с.
Если ассоциировать позиции каждой компании, то можно усмотреть много сходства, невзирая на разницу избранных технических решений одной и той же задачки:
— Обе компании основаны миллионерами c богатым бизнес-опытом до вселенной. Известна даже фраза, приписываемая Ричарду Брэнсону:
«Если вы желаете стать миллионером занимаясь астронавтикой, нужно начинать миллиардером».

— Обоим компаниям потребовалось приблизительно 15 лет на разработку, испытание техники, и доведение до 95% готовности.
— Для отработки технологии потребовалось два летных эталона.

— Разработка обошлась приблизительно в $500 млн 
— Любая компания разглядывает туристский бизнес как 1-ый шаг к наиболее принципиальным проектам. Для Blue Origin — это разработка томных и сверхтяжелых ракет, ракетных движков, освоение Луны. У Virgin Galactic тоже возник отдельный проект — сверхлегкая галлактическая ракета для пуска малых спутников из-под крыла самолета. Большая цель Ричарда Брэнсона — гиперзвуковые пассажирские межконтинентальные перелеты через галлактическое место.
Попыток сделать суборбитальную туристскую систему было еще больше. В Ansari XPrize участвовало три 10-ка конкурсантов, включая русских разрабов из КБ Мясищева, но опосля поражения в конкурсе почти все отказались от попыток.
Появлялись остальные, к примеру, далековато продвинулся проект Lynx от компании XSOR, но и он застыл на шаге сотворения первого летного эталона двухместного ракетоплана. В Рф на данный момент создается туристская суборбитальная система компанией «Космокурс», но у нее достижение вселенной ожидается не ранее 2025 года, размер инвестиций предполагается в размере $100 млн 
На фоне остальных попыток, успехи Virgin Galactic и Blue Origin явны, но основной вопросец в емкости туристского рынка. Приблизительно 600 человек оформило предзаказ Virgin Galactic за 10 лет реализации билетов, и какая-то часть отказалась от полета из-за трагедии и долгого ожидания.
Данное количество выкупленных билетов покроет приблизительно третья часть инвестиций на разработку, а последующие экономические перспективы остаются туманными. Видимо потому любая компания разглядывает собственный туристский бизнес только как первую ступень к развитию технологии и предстоящему освоению галлактического рынка.
С иной стороны, если 1-ые удачные полеты сформируют новейший массовый рынок, развлечение станет еще одним методом коммерциализации вселенной, и откроет путь инвестициям в еще наиболее сложные формы галлактического туризма: орбитальные гостиницы, полеты к Луне и на Луну.

Субкосмическая гонка: кто кого обгонит